Хочешь – не хочешь, но каждому автолюбителю или просто водителю раз в год приходится проходить не самую “приятную” процедуру – процедуру обязательного страхования своего авто. И если не быть подкованным в этом вопросе, то приходя в какую-либо страховую компанию вам могут насчитать максимально возможную сумму за страховку без учета накопившихся у вас скидок и понижающих коэффициентов. И чтобы по-возможности избавить себя от такого надувательства, мы поможем вам в этой статье самому оценить сумму страховки ОСАГО своего автомобиля и разобраться со всеми тонкостями по данному вопросу, для чего попытаемся ответить наглядно и простыми словами на следующие вопросы:
- Что такое ОСАГО?
- Какие выплаты и компенсации положены нам по ОСАГО при ДТП?
- Каковы действующие тарифы ОСАГО?
- Какие понижающие и повышающие коэффициенты используются для расчета ОСАГО и отчего они зависят?
- Какова собственно методика расчета ОСАГО?
- Как можно законным путем уменьшить сумму страховки ОСАГО?
А также произведем полный расчет стоимости ОСАГО на примере моего собственного автомобиля. Поехали…
ОСАГО
«Обязательное» означает, что по Закону РФ каждый водитель обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО. Отсутствие страховки считается нарушением закона и влечет за собой административное наказание.
«Страхование ответственности» означает, что оформляя договор ОСАГО, водитель защищает не собственный автомобиль, а имущество и здоровье людей, пострадавших в возможной аварии, виновником которой он может оказаться. Таким образом, страхование ОСАГО избавляет виновника ДТП от крупных денежных расходов, связанных с компенсацией ущерба пострадавшим.,
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Выплаты по ОСАГО
- Методика расчета ОСАГО
- Базовый тариф
- Коэффициент территории преимущественного использования
- Коэффициент бонус-малус (КБМ)
- Коэффициент возраста и стажа водителя
- Коэффициент ограничения
- Коэффициент мощности
- Коэффициент периода страхования
- Коэффициент нарушений
- Пример (Итоги)
- Тонкости в методике расчета ОСАГО
- Как уменьшить стоимость ОСАГО и другие рекомендации по его оформлению
- Онлайн-калькулятор ОСАГО
- Заключение
Выплаты по ОСАГО
В соответствии с правилами обязательного страхования, ущерб пострадавшей стороне возмещается одним из двух следующих способов:
восстановительным ремонтом поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, сотрудничающей с страховой компанией
выплатой денежными средствами, при чем максимальные суммы выплаты по каждому страховому случаю рассчитываются в зависимости от того, когда был заключен договор ОСАГО виновника.
Для полисов ОСАГО, заключенных с 1 октября 2014 года:
- до 400 000 рублей за механические повреждения транспортного средства или имущества каждого потерпевшего
- до 160 000 рублей в случае причинения ущерба жизни или здоровью каждому пострадавшему
Для полисов ОСАГО заключенных с 1 апреля 2015 года:
- до 400 000 рублей за механические повреждения транспортного средства или имущества каждого потерпевшего
- до 500 000 рублей в случае причинения ущерба жизни или здоровью каждому пострадавшему
Важно отметить, что сумма компенсации для лиц, которым был причинен вред жизни и здоровью, не будет пропорционально делиться между всеми пострадавшими, а каждый из пострадавших сможет претендовать на выплату в полном объеме.
Методика расчета ОСАГО
Теперь собственно перейдем к самой методике расчета суммы ОСАГО и заодно для наглядности рассмотрим самый распространенный вид страхования – страхование легкового автомобиля (категория B) физическим лицом на примере расчета ОСАГО для моего собственного авто.
Выше приведена универсальная формула для расчета стоимости ОСАГО. Как мы видим суть ее в том, что расчетная стоимость ОСАГО (т.е. та сумма, которую нам прийдется заплатить за автостраховку) получается перемножением некоторого базового тарифа (или базовой ставки) на разного рода понижающие или повышающие коэффициенты, каждый из которых мы и разберем подробно.
Базовый тариф
Базовый тариф (или базовая ставка) – это некоторая денежная сумма, определенная для разных видов и категорий транспортных средств, и зависящая от того, является ли собственник транспортного средства физическим или юридическим лицом.
Здесь надо отметить следующую вещь: если раньше базовый тариф был некоторой фиксируемой (для любой страховой компании) суммой, то с 12 апреля 2015 года базовый тариф представляет из себя некий денежный коридор, позволяющий страховым компаниям варьировать стоимость ОСАГО и привлекать клиентов более дешевыми предложениями. Так что не удивляйтесь, если в разных страховых вам насчитают разные суммы. Ну и понятное дело, что старожилы страхового рынка вряд ли будут сильно снижать цену, а вот “компании-однодневки” будут стараться завлекать клиентов, ориентируясь на минимальное значение базового тарифа, но с такими компаниями можно и “пролететь”. Так что, будьте аккуратней с выбором!
Ниже представлена таблица базовых тарифов для разных транспортных средств (Для просмотра таблицы на мобильных устройствах двигайте ее влево-вправо):
Вид транспортного средства (категория, собственник) | Базовый тариф (руб.) |
---|---|
Мотоциклы и мотороллеры (кат. А) | 867 – 1579 |
Легковые авто (кат. В) для юр. лиц | 2573 – 3087 |
Легковые авто (кат. В) для физ. лиц | 3432 – 4118 |
Легковые авто (кат. В) (такси) | 5138 – 6166 |
Груз. авто (кат.С) с разр. макс. массой: 16т и менее | 3509 – 4211 |
Груз. авто (кат. С) с разр. макс. массой: более 16т | 5284 – 6341 |
Автобусы (кат. D) с числом пассаж. мест: до 16 вкл. | 2808 – 3370 |
Автобусы (кат. D) с числом пассаж. мест: более 16 | 3509 – 4211 |
Автобусы (кат. D) (такси) | 5138 – 6166 |
Троллейбусы | 2808 – 3370 |
Трамваи | 1751 – 2101 |
Тракторы и иные самох. машины | 1124 – 1579 |
Пример. В моем случае, я как физическое лицо, страхующее свой легковой автомобиль, должен для базовой ставки взять значения из 3-й строчки таблицы, т.е. (Базовый тариф) = [3432 – 4118].
Коэффициент территории преимущественного использования
Коэффициент Кт – коэффициент территории преимущественного использования, который установлен для каждого региона и населенного пункта России и по сути отражает интенсивность движения в том населенном пункте, к которому привязано транспортное средство. При этом территория преимущественного использования для физических лиц – это место прописки собственника транспортного средства, а для юридических лиц – место регистрации транспортного средства.
Так для такого крупного города России как Москва установлен коэффициент 2.0, что говорит о наиболее интенсивном движении в нем, а значит и высокой вероятности ДТП. В то же время для Подмосковья коэффициент уже 1.7. Для других крупных городов России, таких как Санкт-Петербург, Красноярск, Нижний Новгород, Краснодар – коэффициент 1,8. А вот для сельской местности коэффициент территории преимущественного использования большей частью установлен в пределах 0.6 – 1.0. Поэтому конечно же выгодней “привязывать” свое транспортное средство к малонаселенным городам и сельским населенным пунктам.
С полной таблицей коэффициентов территории преимущественного использования для разных населенных пунктов можно, например, ознакомиться здесь.
Пример. Не смотря на то, что я проживаю в городе Ростове-на-Дону с коэффициентом Кт = 1.8, прописан я у родителей в Батайске (городок в 5 км от Ростова), а здесь уже коэффициент территории преимущественного использования Кт = 1.3.
Коэффициент бонус-малус
КБМ – коэффициент бонус-малус – показатель, отвечающий за поощрение водителя за безаварийную езду. Может быть как повышающим, так и понижающим в зависимости от аварийности в предыдущие периоды.
Если по простому, то за каждый год безаварийной езды водителю предусмотрена скидка на стоимость ОСАГО в 5%. При этом нужно отметить, что учитываются только те аварии, в которых клиент был признан виновным и имела место страховая выплата со стороны страховавшей его компании.
Если же быть более точным, то каждому водителю в зависимости от его “послужного списка” присваивается один из 15 установленных классов вождения, каждому из которых соответствует свой КБМ. С классами вождения и соответствующими им коэффициентами КБМ можно ознакомиться в таблице ниже.
Ниже Класс (нач.) – водительский класс на начало срока страхования. Для просмотра таблицы на мобильных устройствах двигайте ее влево-вправо.
Класс (нач.) | КБМ | Класс на конец срока страхования, после N страховых выплат |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 | 1 | 2 | 3 | 4+ | ||
М | 2.45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2.3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 1.55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1.4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1.0 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0.95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0.9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0.85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0.8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0.75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0.7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0.65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0.6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0.55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0.5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Давайте попробуем разобраться с этой таблицей подробней и понять как работает система скидок за безаварийную езду. По правилам человек впервые заключающий договор ОСАГО получает 3-й класс страхования. Из таблицы видно что 3-ему классу соответствует КБМ равный 1.0 (в таблице ниже выделено зеленым цветом), т.о. начинающий водитель не имеет ни поощрений, ни штрафов. Далее в этой же строчке идет еще 5 значений которые указывают какой класс страхования присваивается водителю после окончания годового срока страхования в зависимости от количества страховых выплат за прошедший год. Так обладатель 3-го класса после года безаварийной езды получит уже 4-й класс страхования и коэффициент бонус-малус 0.95 (в таблице ниже выделено синим цветом), что как раз и соответствует указанной в начале 5% скидке. Если же по истечении и следующего страхового года за этим водителем не будет числится страховых выплат он получит 5-й класс и КБМ равный 0.9 и т.д.
Класс (нач.) |
КБМ | Класс на конец срока страхования, после N страховых выплат |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 | 1 | 2 | 3 | 4+ | ||
М | 2.45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2.3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 1.55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1.4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1.0 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0.95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0.9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0.85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0.8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0.75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0.7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0.65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0.6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0.55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0.5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Но вот если на счету начинающего водителя (имеющего 3-й класс) к концу страхового срока будет числится одно ДТП, виновником которого он был признан, то при следующем страховании ему уже присвоят 1-й класс страхования и КБМ = 1.55 (в таблице выше выделено оранжевым цветом), что по сути будет уже являться штрафной санкцией. А если таких ДТП окажется ДВА, то такой водитель попадет в разряд “злостных ДТП-шников”, имеющих наименьший класс страхования М с коэффициентом КБМ = 2.45 (в таблице выше выделено красным цветом). И чтобы такому водителю опять получить хотя бы 3-й класс необходимо безаварийно отездить целых 5 лет.
Пример. В моем случае, не смотря на 13-летний стаж и одну аварию, виновником которой я не был, при первом обращении в некоторую страховую компанию год назад оказалось, что данных о моей безаварийной езде в базе не было и мне был присвоен начинающий 3-й класс страхования (я так подозреваю, многие столкнулись с такой ситуацией). Но уже сейчас – год спустя, мне был присвоен 4-й класс и коэффициент бонус-малус (КБМ) = 0.95, тем самым я получил хотя бы 5% скидку.
Если вы включаете в страховку более одного человека, то для каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством, определяется свой КБМ и для расчета стоимости ОСАГО берется самый максимальных из полученных коэффициентов КБМ. Поэтому естественно не выгодно включать в страховой полис заведомо аварийно опасных водителей – это не только рисковано для вас и вашего ТС, но и существенно повышает стоимость ОСАГО.
Кстати, если вы вдруг обнаружили, что ваш КБМ не соотвествует вашему стажу безаварийного вождения или же у вас просто пропала скидка по ОСАГО (КБМ = 1), то советую вам ознакомиться со статьей “Как восстановить скидку ОСАГО (КБМ)?“, в которой подробно описано в каких случаях страховые компании могут законно обнулить КБМ, а также порядок действий по восстановлению в случае незаконного обнуления скидки по ОСАГО.
Коэффициент возраста и стажа водителя
Квс – коэффициент возраста и стажа водителя – по сути показатель, отвечающий за опытность водителей, допущенных к управлению страхуемого транспортного средства, и зависящий от их возраста и стажа.
Значения Квс можно определить из таблицы, приведенной ниже:
Возраст и стаж водителя | Квс |
---|---|
Возраст – до 22 лет, стаж – до 3 лет | 1.8 |
Возраст – более 22 лет, стаж – до 3 лет | 1.7 |
Возраст – до 22 лет, стаж – более 3 лет | 1.6 |
Возраст – более 22 лет, стаж – более 3 лет | 1.0 |
Здесь нужно отметить следующие моменты:
-
В страховой полис в качестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, можно вписать до 5 человек, при этом стоимость страховки не изменится.
- Если в страховом полисе указывается более одного допущенного к управлению транспортным средством водителя, то для расчета стоимости ОСАГО берется самый максимальный определенный для них коэффициент Квс. Таким образом, не стоит включать в список водителей, допущенных к управлению ТС, людей или слишком молодого возраста (менее 22 лет), или с небольшим стажем вождения (менее 3 лет), так как включение таких лиц сразу же поднимет стоимость ОСАГО как минимум на 60%.
- Если в страховом полисе не предусмотрено ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (т.е. когда рассматриваемый ниже коэффициент ограничения Ко = 1.8), то тогда коэффициент Квс =1.0.
Пример. В моем случае, кроме себя я включил в страховку еще 2-х человек – немолодых и с хорошим стажем, поэтому мой коэффициент возраста и стажа водителя Квс = 1.0.
Коэффициент ограничения
Ко – коэффициент ограничения – показатель, зависящий от того предусмотрено ли ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, или же страховой полис выдан в отношении неограниченного числа лиц.
Здесь все очень просто: если вы хотите оформить неограниченную страховку, то Ко =1.8. Если же вы будете вносить в страховку ограниченный круг лиц (не более 5), допущенных к управлению вашим ТС, то коэффициент Ко =1.0.
Отметим здесь следующие 2 момента:
- Если вам все же необходимо допустить к вождению вашим транспортным средством молодого неопытного водителя (возрастом менее 22 лет и со стажем менее 3-х лет), то лучше оформить неограниченную страховку – коэффициент в обоих случаях будет 1.8, но для неограниченной страховки нужно вводить меньше сведений, да и мало ли что – у вас всегда будет возможность посадить любого человека за руль вашего авто.
- Если вам опять же в любом случае необходимо включить в страховку аварийно опасного водителя с классом вождения 0 (КБМ = 2.3) или М (КБМ =2.45), например, жену, сына или дочь, а вы при этом являетесь не аварийно опасным водителем с 3-им и выше классом вождения, то и в этом случае лучше оформить неограниченную страховку, т.к. тогда в формуле будет использоваться только КБМ собственника, т.е ваш (а он не больше 1.0, пусть и умноженный на 1.8, что все меньше, чем 2.3 или 2.45).
Пример. В моем случае, как я уже указывал выше, я не оформлял неограниченную страховку, а внес в нее кроме себя еще 2-х водителей, поэтому мой коэффициент ограничения Ко =1.0.
Коэффициент мощности
Км – коэффициент мощности – показатель, отражающий мощность двигателя (в лошадиных силах) вашего транспортного средства.
Со значениями коэффициента мощности в зависимости от характеристик вашего ТС можно ознакомиться в ниже приведенной таблице:
Мощность двигателя (л.с.) |
Км |
---|---|
До 50 включительно | 0.6 |
Свыше 50 до 70 вкл. | 1.0 |
Свыше 70 до 100 вкл. | 1.1 |
Свыше 100 до 120 вкл. | 1.2 |
Свыше 120 до 150 вкл. | 1.4 |
Свыше 150 | 1.6 |
Здесь опять же все просто, чем более мощным двигателем обладает ваше транспортное средство, тем более высокую стоимость ОСАГО вы в конечном счете получите.
Пример. В моем случае мой автомобиль обладает мощностью в 69 л.с., а значит мой коэффициент мощности Км =1.0.
Коэффициент периода страхования
Кп – коэффициент периода использования ТС – показатель, отражающий невозможность использовать транспортное средство в течение всего года в силу его технических характеристик.
Надо сказать, что понятие неполного периода использования можно отнести только к некоторым видам транспортных средств:
- снегоуборочные
- сельскохозяйственные
- поливочные
- другие специальные транспортные средства
Даже если вы используете свой автомобиль только для поездок на дачу в летнее время вам придется оплачивать круглогодичный период.
Значение коэффициента Кп определяется в зависимости от числа месяцев использования ТС, что и представлено в ниже приведенной таблице:
Период использования ТС |
Кп |
---|---|
3 месяца | 0.5 |
4 месяца | 0.6 |
5 месяцев | 0.65 |
6 месяцев | 0.7 |
7 месяцев | 0.8 |
8 месяцев | 0.9 |
9 месяцев | 0.95 |
10 месяцев и более | 1.0 |
Пример. В моем случае коэффициент периода страхования Кп =1.0.
Коэффициент нарушений
Кн – коэффициент нарушений – показатель, отражающий наличие грубых нарушений со стороны допущенных к управлению ТС водителей.
При отсутствии нарушений у водителя Кн=1.0, если же имеется одно из приведенных ниже нарушений, то коэффициент нарушений Кн=1.5:
- Сообщение страховой компании заведомо ложных сведений, влияющих на размер стоимости полиса ОСАГО;
- Имело место умышленное содействие наступлению страхового случая;
- Причинение вреда при обстоятельствах, явившихся основанием для регрессного требования к причинителю вреда, а именно:
- вследствие умысла указанного лица был причинен вред здоровью или жизни потерпевшего;
- вред был причинен при управлении ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- лицо, не имело права управлять ТС;
- лицо скрылось с места ДТП;
- страховой случай наступил при использовании указанным лицом ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования.
По некоторым данным данный коэффициент пока не применяется до создания единой базы данных.
Пример. В моем случае так как вроде бы за мной ни каких грубых нарушений не числится коэффициент нарушений Кн =1.0.
Пример (Итоги)
Давайте подведем итоги нашему примеру – страхованию моего автомобиля. Вот что у нас в конечном итоге получилось:
после перемножения всех коэффициентов получаем:
Стоимость ОСАГО= [3432 – 4118] х 1.235 = 4239 – 5086
Буквально дня три назад в одной достаточно известной страховой компании я заплатил за страховку ОСАГО своего автомобиля ровно 5086 руб., что в принципе сходится с нашими расчетами и соответствует нашему утверждению, что крупные компании будут брать по максимальному тарифу.
Тонкости в методике расчета ОСАГО
Здесь мы рассмотрим разного рода особенности по расчету стоимости ОСАГО для разных видов и категорий ТС, а также в зависимости от статуса собственника.
- Для юридических лиц коэффициент ограничения Ко всегда равен 1.8.
- Для всех транспортных средств, кроме легковых автомобилей (кат. “В”), коэффициент мощности Км всегда равен 1.0.
- На прицепы легковых автомобилей физических лиц оформлять ОСАГО не требуется.
Страховой полис ОСАГО требуется для прицепов легковых автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, для прицепов грузовых автомобилей, автобусов и мотоциклов. Базовый тариф для прицепа легкового автомобиля равен 395 руб., а для прицепа грузового автомобиля – 810 руб. При этом в самой формуле расчета стоимости ОСАГО для прицепов кроме базового тарифа используется только 2 коэффициента: коэффициент территории преимущественного использования Кт и коэффициент периода страхования Кс.
Как уменьшить стоимость ОСАГО и другие рекомендации по его оформлению
Если вы живете в крупном городе, то, если есть возможность, постарайтесь оформить ваш автомобиль на родственника, проживающего в сельской местности. Так можете снизить стоимость страховки почти в двое.
Старайтесь не включать в список водителей, допущенных к управлению ТС, людей или слишком молодого возраста (менее 22 лет), или с небольшим стажем вождения (менее 3 лет). Включение таких лиц сразу же поднимет стоимость ОСАГО на 60-80%.
Старайтесь не включать в страховой полис заведомо аварийно опасных водителей (особенно имеющих класс вождения 0 или М) – это не только рисковано для вас и вашего ТС, но и существенно повышает стоимость ОСАГО (для классов 0 и М – более чем в 2 раза).
Если вам все же необходимо допустить к вождению вашим транспортным средством молодого неопытного водителя (возрастом менее 22 лет и со стажем менее 3-х лет) или же аварийно опасного водителя с классом вождения 0 (КБМ = 2.3) или М (КБМ =2.45), то лучше оформить неограниченную страховку. В первом случае вы при той же стоимости ОСАГО получите больше возможностей и меньше заморочек, а во втором случае также значительно выиграете и в стоимости страхового полиса.
Более подробно на каждом из пунктов я еще раз остановился в статье: Как уменьшить стоимость ОСАГО? Там же можно найти базовые тарифы ОСАГО по автомобилям класса В самых известных страховых компаний России.
Калькулятор ОСАГО
Не в качестве рекламы, а просто для завершенности этой статьи хочу предложить вам, на мой взгляд, самый удобный онлайн-калькулятор ОСАГО, который расположен на сайте “Российского союза автостраховщиков” :
http://www.autoins.ru/ru/osago/calculator/
Там действительно очень правильный и очень функциональный калькулятор ОСАГО и при выборе соответствующих параметров страховки автоматически выводится и базовый тариф, и значения всех коэффициентов. Единственная трудность может возникнуть при определении минимального класса среди всех лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и соответствующего коэффициента КБМ (коэффициента бонус-малус), но о его определении вы можете почитать в этой статье (примерно в серединке).
Заключение
В связи с повышением в 2015 году стоимости ОСАГО почтив 2 раза, некоторые мои знакомые вообще перестали продлевать страховку, мотивируя это тем, что лучше несколько раз заплатить штраф за езду без страхового полиса, чем сразу отваливать такую большую сумму.
Действительно, штраф в таком случае составляет всего 500 руб.:
Статья 12.37 КоАП РФ “Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС”: Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями – влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Но, честно говоря, я не сторонник таких крайних мер. Потому что это выгодно только до тех пор, пока вы не станете участником ДТП. А в этом случае проблемы могут в несколько раз большие, чем оплата стоимости автостраховки. К тому же когда вы наученные горьким опытом все-таки решите оформить ОСАГО, вам уже будет присвоен коэффициент нарушений Кн =1.5, что повысит стоимость страховки еще на 50%. как мне кажется, оно того не стоит…
На этом все, ровных нам всем дорог и безаварийного движения…
Ошибочка. В случае ДТП класс страхования снижается на 5 левелов (не обнуляется).