16 июля 2017 года практически во всем мире состоялась премьера одного из самых долгожданных фильмов года – военной драмы “Дюнкерк” режиссера Кристофера Нолана. Чуть позднее – а именно 20 июля – это кинолента выйдет на экранах и российских кинотеатров. В этой статье мы поговорим о сюжете фильма и о его создателях, посмотрим трейлеры фильма и видео о съемках, оценим первые отзывы и рейтинги фильма, а также вспомним реальную историю Дюнкерской операции.
“Дюнкерк” [“Dunkirk”] (2017)
- Бюджет:
- Жанр: военный, драма, история
- Страна: Великобритания, Нидерланды, Франция, США
- Режиссер: Кристофер Нолан (“Начало”, “Интерстеллар”, “Темный рыцарь”)
- В ролях: Фьён Уайтхед, Дэмиен Боннар, Анейрин Барнард, Джеймс Блур, Барри Кеоган
- Слоган: «Событие, которое изменило мир»
- Рейтинг ожиданий: 9.7
Фильм основан на реальных событиях и расскажет о случившейся в самом начале Второй Мировой войны Дюнкеркской спасательной операции, в ходе которой в Англию были эвакуировано более трехсот тысяч солдат армии союзников, прижатых к французскому побережью стремительно и победоносно наступавшими немецкими войсками.
О создателях фильма “Дюнкерк”
Прежде чем оценивать фильм “Дюнкерк”, мы хотели бы рассказать вам о его создателях и о наших ожиданиях к этой киноленте.
“Дюнкерк” – один из самых ожидаемых фильмов этого года не только потому, что это по сути единственный исторический блокбастер, единственный военный блокбастер и единственный блокбастер основанный на реальных событиях в 2017 году, под завязку “нашпигованном” фантастическими и супергеройскими кинолентами. Но еще и потому, что создателем этого фильма является один из самых выдающихся режиссеров современности – Кристофер Нолан. Вот, что мы о нем писали в нашем “Рейтинге лучших режиссеров”, в котором он занял 5-е место:
Кристофер Нолан (Christopher Nolan)
- Профессии: режиссер, сценарист, продюсер, композитор
- Место рождения: Лондон (Англия)
- Дата рождения: 30 июля 1970 года
- Любимые жанры: фантастика, драма, триллер
- Фильмография: более 50 фильмов
Награды: 4 Сатурна за “Лучший сценарий к фильму” (“Бэтмен: Начало”, “Темный рыцарь”, “Начало”, “Интерстеллар”)
Кристоферу Нолану еще рано занимать пьедестал почета, но в вполне возможно, что в скором времени этот относительно молодой еще режиссер сможет потеснить кого-нибудь из грандов мирового кинематографа. И к этому есть все предпосылки – имея в своем активе в качестве режиссера всего 10 фильмов, средняя их оценка на известном российском кинопортале более 8 баллов, а это очень серьезный показатель. К тому же кассовые сборы всех этих фильмов суммарно составили более 4 миллиардов долларов, что также в какой-то мере говорит о его успешности.
Основная часть кинолент Кристофера Нолана отличается нелинейностью сюжета и нетривиальностью самого фильма. Так было с первым его громким фильмом “Помни”, который по запутанности и мозгодробительности может посоперничать с самим “Бойцовским клубом”. Даже поняв отдельные составляющие детектива “Помни”, у многих не получается выстроить из них полную и цельную картину фильма. Нелинейностью и нетривиальностью отличаются и другие знаковые картины этого режиссера: это и восхитительный драматический триллер “Престиж” с Кристианом Бэйлом и Хью Джекманом, и впечатляющий своей нереальностью фантастический триллер “Начало” с Леонардо Ди Каприо, и искусно “зацикленный” научно-фантастический фильм “Интерстеллар” с Мэттью Макконахи.
Кроме того, Кристофер Нолан – отличный сценарист. Хороший сценарий это одна из основных составляющих успешности его фильмов. Именно благодаря мощному сценарию большинство положительно восприняли перезапуск франшизы о Бэтмене: “Бэтмен: Начало”, “Темный рыцарь” и “Темный рыцарь: Возрождение легенды”.
Единственное чего возможно не хватает Нолану это яркой душевной составляющей в фильме. Да, мы искренне переживаем саму историю в фильме, но нам иногда не хватает переживаний и симпатий к какому-нибудь герою в этой истории. В этом плане Кристофер Нолан больше физик, чем лирик.
В последнее время Кристофер Нолан работал над исторической военной кинолентой “Дюнкерк”, премьера которой ожидается летом 2017 года. Именно из-за его имени этот фильм ждут с большим интересом – всем не терпится посмотреть работу Нолана в новом для него жанре. Опять же фильм интересен в плане сценария и сюжета – тут уже особо не пофантазируешь.
В то же время в нашем опросе о лучшем режиссере в этой же статье Кристофер Нолан делит первое место с другим неординарным режиссером -Квентином Тарантино.
Ну и нужно также отметить, что над музыкальной и звуковой составляющей “Дюнкерка” работал сам Ханс Циммер, тоже своего рода один из самых выдающийся кинокомпозиторов современности, автор музыки к таким фильмам, как “Гладиатор”, “Пираты Карибского моря”, “Человек дождя”, “Король Лев” и т.д. С ним Кристофер Нолан тесно сотрудничает довольно давно: практически ко всем фильмам Нолана писал музыку именно Ханс Циммер.
Интересные моменты о создателях и о съемках фильма можно посмотреть также и в ниже представленном видео.
Оценка-рейтинг фильма “Дюнкерк”
Сюжет:
Как мы уже писали Нолан не любитель линейных сюжетов, а вернее любитель нелинейных. В этом фильме эта нелинейность также в какой-то мере присутствует – режиссер показывает нам с десяток практически не связанных сюжетных линий (если не считать связью то, что все они относились к Дюнкеркской операции) и, понятное дело, весь фильм мы постоянно перескакиваем от одной сюжетной линии к другой без какой-либо особой связи. Возможно, такой вариант представления событий многим окажется не по душе, но в то же время тем самым Кристофер Нолан показывает развитие Дюнкерской спасательной операции с самых разных ракурсов, с самых разных точек зрения, с самыми разными отношением людей в ней участвующих.
Игра актеров:
Актерская работа великолепна. Здесь нет какой-то филигранной актерской игры, нет главных героев, но в целом именно играющими в этом фильме людьми создается ощущение что это правда и что война это всегда очень страшно и очень больно. Многие отметят, что в “Дюнкерке” не так много продолжительных осмысленных диалогов, но еще раз повторюсь в таком фильме наиболее важны эмоции и они здесь есть на все 100%.
Атмосферность:
Атмосфера и запредельный драматизм – вот что делает “Дюнкерк” одни из лучших военных фильмов последних лет и одним из лучших фильмов этого года.
Зрелищность:
В фильме не так много зубодробительных боевых сцен и зрелищного экшена, но фильм изначально позиционировался не как военный боевик, а как военная драма, поэтому здесь главное эмоции, а ярких эмоциональных сцен в этой киноленте предостаточно.
Вердикт: Это не развлекательное кино, и не особо зрелищное кино, но это хорошее эмоциональное кино, которое вряд ли кого-то оставит равнодушным. И да, я практически уверен, что фильм будет номинироваться на “Оскар”, причем по нескольким позициям.
Главное, что можно вынести из этого фильма – это сострадание и забота государства о своих людях, о каждом человечке, попавшем в беду.
Рейтинги фильма “Дюнкерк”
- КиноПоиск: 7.5
- IMDb: 8.5
- MetaCritic: 8.3 [94%]
- Rotten Tomateos: 8.2 [93%]
Итоговый рейтинг:
Видео о съемках фильма “Дюнкерк”
Дюнкерк – реальная история
Так называемая “Дюнкеркская операция” (кодовым название “Динамо”), в ходе которой были эвакуированы части Английского экспедиционного корпуса и несколько французских и бельгийских частей, блокированных у побережья Ла-Манша, стала одним из ключевых моментов во всей 2-й Мировой войне (во всяком случае для западных союзников уж точно).
После того как немецкие войска весной 1940 года прорвали считавшуюся непреодолимой французскую оборонительную линию “Мажино”, путем обхода ее через Голландию, Бельгию и Люксембург, ударные танковые группы Вермахта устремились вглубь Франции, разрезая ее и оборонявшие ее войска на две части: первая из которых отходила на юг и прикрывала? столицу Франции – Париж, а вторая была сосредоточена в северной части Франции. Когда же танковая группа генерала Клейста вышла 20 мая 1940 года к Ла-Маншу в районе городка Абвиль, на северном побережье Франции оказались отрезаны войска 1-й группы армий союзников в составе 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий общей численностью около 400 тысяч человек.
В течение следующей недели немецкие войска еще больше сжали кольцо вокруг армии союзников, а после того как 28 мая 1940 года бельгийская армия под командованием короля Леопольда капитулировала, в распоряжении английских и французских дивизий оказался небольшой 20-километровый клочок побережья в районе города-порта Дюнкерк и их положение казалось абсолютно безнадежным.
И тут происходит поистине удивительная вещь, объяснить которое не могут и по сей день. В тот момент, когда казалось бы занесенная над частями союзников фашистская гильотина стремительно опускалась, Гитлер сам останавливает ее в миллиметрах от их шеи, отдав своим генералам так называемый “стоп-приказ”, по-которому он “запрещал приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 км”. Эта необъяснимое “помутнение” в стане врага дает англичанам возможность собраться с мыслями и с силами и начать подготовку к эвакуации окруженных частей, решение о которой было принято по сути еще 20 мая. Мало того текст этого приказа попал в руки союзников, что еще больше дало им уверенности в успехе этой спасательной операции.
Сама операция “Динамо” началась 26 мая и продолжалась вплоть до 4 июня. Для эвакуации союзники мобилизовали практически все имевшиеся в наличии корабли военно-морского и торгового флота – всего около тысячи судов. За это время Английский остров было переправлено 340 тысяч военнослужащих.
Но не нужно считать, что эвакуация проходила спокойно – “стоп-приказ” не отменял обстрел артиллерией и налеты люфтваффе, кроме того 27 мая Гитлер все же отменил свой приказ и танковые части вновь были брошены на ликвидацию плацдарма, но были встречены ожесточенным сопротивлением подготовившихся и воспрянувших духом союзников. Кроме того и стихия не очень то способствовала эвакуации, но в то же время плохая погода несколько мешала налетам немецкой авиации.
Этот “стоп-приказ” в Дюнкерской операции считается одной из самых фатальных ошибок в военной и политической карьере Гитлера, которая, с одной стороны, позволила англичанам сохранить свои основные вооруженные силы, а с другой – уверовать в возможность сопротивляться его победоносной армии и не идти с Германией на примирение, в котором Гитлер очень был заинтересован. Об истинных причинах остановки немецкого наступления военные историки спорят уже не один десяток лет, но в большей степени выдвигаются следующие причины:
- Гитлер боялся удара с тыла со стороны южной группировки союзников
- Гитлер понадеелся на обещание Геринга предотвратить эвакуацию силами люфтваффе
- Гитлер хотел заключить с Британией мир на выгодных условиях и окруженная (но не уничтоженная) группировка союзников могла стать отличным козырем в его руках
Я больше склоняюсь к 3-му варианту, но в любом случае теперь уже понятно, что Гитлер сильно просчитался, и после успешной для союзников Дюнкерской операции англичане воспрянули духом и укрепились в решимости продолжать войну.
Второй трейлер фильма “Дюнкерк”
В заключении, предлагаем вам ознакомиться с самыми главными еще не состоявшимися кинопремьерами в этом и в следующем году:
немецкие войска весной 1940 года прорвали считаЮЩуюся непреодолимой французскую оборонительную линию «Мажино»
— Она СЕЙЧАС считается непреодолимой ?
А если тогда — то по информатике это — считаВШуюся.